Системы кассового самообслуживания (self-checkout systems) в супермаркетах и гипермаркетах - давно не новинка в развитых экономиках. Удобство и выгоды такого обслуживания оценили уже покупатели и ритейлеры Европы и обеих Америк. В странах постсовеского пространства развитие этой технологии находится в начальной стадии, однако и ритейлеры, и эксперты рынка прогнозируют бурный рост популярности систем самообслуживания в ближайшие 3-4 года.
Выгоды и возможности
- Переход на принципиально другой уровень в обслуживании покупателей, получение ими нового опыта в процессе покупок. Уровень удовлетворенности покупателей также повышается за счет нейтрализации человеческого фактора в контакте с кассирами (скорость обслуживания кассира, ошибки, конфликты).
- Увеличение пропускной способности кассовой зоны. Кассами самообслуживания зачастую пользуются клиенты магазинов с небольшим объемом покупок, и это уже приводит к разделению потоков покупателей. Наиболее эффективной является организация целых зон самообслуживания.
- Оптимизация затрат на обучение, оплату труда торгового персонала. Устранение кадровых рисков.
- Повышенный интерес покупателей к кассам самообслуживания. Новинки ІТ- технологий всегда привлекают обывателей - и юных, и зрелых. По опыту, само наличие кассы самообслуживания в магазине является достаточным мотивом предпочесть данный магазин конкурирующим.
- На лояльность клиента к магазину влияет и вовлечение его в процесс продажи. Покупатель сам выполняет функции кассира. Он имеет возможность отследить цену просканированного товара и проверить еще раз вес расфасованного продукта. В этом покупателю-кассиру помогут весы, встроенные в систему self-checkout (они заодно проконтролируют и самого покупателя). Даже если оформление покупки занимает у покупателя больше времени, чем у профессионального кассира, субъективно воспринимаемое время ожидания при самостоятельном обслуживании значительно ниже.
- Увеличение эффективности использования торговой площади за счет замены обычных POS-терминалов кассами самообслуживания.
Экономическая эффективность касс самообслуживания
Для современных супер и гипермаркетов оснащение торговых залов кассами самообслуживания (self-checkout), безусловно, решение многих проблем обслуживания покупателей и эффективного использования персонала, но насколько рентабельно внедрение всей системы. Технология Self Checkout это не только новое электронно-механическое оборудование, но и объединение его программного обеспечения с базой данных торгового предприятия. Интеграция программы - самая затратная часть проекта и во временнОм, и в материальном выражении, но это только на первом этапе. Подключение к системе каждого последующего магазина стоит значительно меньше. Чем больше магазинов в сети, тем быстрее окупится внедрение технологии Self Checkout. Увы, и для отдельных магазинов и даже для небольших сетей это пока «дорогое удовольствие».
И все-таки достоинства технологии Self Checkout неоспоримы: это совсем другая модель покупок, которой отдают предпочтение все бОльшее количество покупателей, и минимальная зависимость от человеческого фактора.
Безопасность
Бытует мнение, что система self-checkout «облегчают жизнь» нечистым на руку покупателям. Это совсем не так. И камера видеонаблюдения, и специальные весы, которые суммируют вес всех продуктов, а затем сверяют с общим весом покупки, не позволят вору уйти безнаказанным.
Оснащены кассы самообслуживания и еще одной системой защиты от несовершеннолетних потребителей алкоголя и табачных изделий. Как только касса просканирует «горячительные» напитки или сигареты, раздается сигнал для сотрудника, обслуживающего кассовый аппарат, и он проверяет возраст покупателя.
Поддержка и сервис
Абсолютно все производители Self Checkout гарантируют потребителю при установке своего оборудования техническую и сервисную поддержку. Интеграторы готовы осуществить анализ потребностей клиента, выбрать и скомплектовать оборудование, которое предельно соответствует требованиям данной торговой площадки. Сервисное обслуживание включает в себя не только техническое обслуживание оборудования, но и обучение персонала работе с системами Self Checkout. В комплект поставки кассового аппарата самообслуживания (любого производителя) входят контрольные весы для предотвращения краж.
Всем известны очереди в супермаркетах в час пик. Решить эту проблему поможет оснащение магазинов self-checkout системами, т.е. кассами самообслуживания. Довольны останутся все: покупателям не придется терять свое время в очереди, сократится физическая и психологическая нагрузка на персонал магазина, а владельцам супермаркетов не придется дополнительно оплачивать работу кассиров за время наивысшего напряжения.